Литературный агент: серая лошадка или путеводная звезда в современном книгоиздании
08.11.2014
Кто такой литературный агент? Зачем он нужен, и «с чем его едят»? Литературный агент – это промежуточное звено между писателем и издателем/издателями. Роль литературного агента бесценна, а всё бесценное в наше время, как правило, остается незамеченным. Начинающие писатели зачастую вообще не знают о существовании такого персонажа в литературном мире, а если и знают, то связываться с ним не хотят, опасаясь, как бы не пришлось делиться честно заработанными гонорарами или того хуже – платить из собственного кармана. Но парадокс в том, что именно литературный агент помогает разобраться в мире книгоиздательства и найти нужную нишу на книжном рынке, и это за ним надо охотиться с маниакальным упорством, а не обивать пороги издательств, где вас никогда не напечатают, потому что вы изначально пришли не туда.
Литературный агент – профессионал широкого профиля. Он не просто хорошо разбирается в книгоиздательстве, знает особенности литературного маркетинга и потребности, а также излишества книжного рынка. Ему известны все хитрости и подводные камни литературного бизнеса, вопросы авторского права. Да и это не все. Литературный агент – это и редактор, и критик, и менеджер по продажам, но…
Без «но» в этом вопросе не обойтись, и «но» это очень существенное. Таких идеальных литературных агентов по пальцам можно перечесть, зачастую писателям приходится сталкиваться с непрофессионалами, в худшем случае – шарлатанами. Чтобы не попасться на удочку аферистам и мошенникам, нужно знать следующее:
-литературный агент не оказывает юридических услуг, он может только обратить внимание писателя на различные детали при составлении договора, провести литературный консалтинг;
-литературный агент не выпускает книги за счет автора, если агент предлагает вам такую услугу, то просто подумайте: а зачем вам вообще агент?
-литературный агент получает комиссию от продаж, поэтому такие действия, как платное ознакомление с рукописью, редактирование, рецензирование не являются прямыми обязанностями агента, и если литагент навязывает подобные услуги, то стоит ещё раз подумать и всё взвесить;
-литагент не должен завышать или занижать комиссию, в первом случае это является ущемлением прав автора, во втором – попыткой завлечь новичка с целью его одурачить. Настоящий профессионал не будет работать за копейки, как и не будет наживаться на авторе, тем более, если рассчитывает на долгосрочное сотрудничество. В среднем комиссия литературного агента составляет 15-20% от авторского гонорара. Если кому-то эта цифра кажется завышенной, предлагаю самому пройти путь от написания книги до её издания. Побегать (обзвонить/написать) по издательствам, составить/написать/переписать синопсис, подогнать/перекроить/переписать произведение под нужный формат, который у каждого издателя будет свой, и прочая, прочая, прочая…
Так что работа литературного агента действительно неоценима. Он, литературный агент, как никто другой заинтересован в продвижении своего автора, поскольку будет делить доход с ним. А главная задача писателя – найти хорошего агента и убедить его в своей перспективности. Только в этом случае тандем – автор-агент – сможет стать по-настоящему успешным.
Ещё по теме: | ||
Удачное завершение литературного года | Нужно ли рваться в писатели | Заключительная история Майи Козловой |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить лайки в вк