Ода корректору или право писателя на ошибку
27.11.2013
С ошибками пишут все, даже те, для кого орфография и пунктуации не пустые слова. Например, журналисты, копирайтеры и писатели. Особенно часто дискуссии на тему «правильно-неправильно» ведутся между грамотными людьми с хорошим образованием, языковым чутьем и внушительным багажом прочитанных книг за плечами.
И они тоже делают ошибки. Причем именно в тех своих разгромных статьях, в которых обличают других писателей. И я, как писатель, могу сказать уверенно одно: Я НЕ УМЕЮ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК.
Можно прикрыться ставшим модным диагнозом «дисграфия» и выставить себя не просто человеком неграмотным, но ещё и страдающим психическими отклонениями (не будем преуменьшать значение дисграфии, это всё-таки определенное нарушение, и приятного в нем мало). Можно свалить все на свою невнимательность или забывчивость (мой случай))). А можно из-за своего страха и неуверенности в своей писательской грамотности вообще никогда не начать писать.
Хочу раскрыть один всем известный секрет: в писательском деле существует такой нетривиальный персонаж, как литературный корректор. И недооценивать его нельзя. Я перед ним преклоняюсь. Но я имею в виду тех корректоров, которые делают качественную работу, а не тех, чьи имена стоят рядом с именами авторов книг, но которые этих книг даже не читали.
Когда я издала первую книгу, то с ужасом обнаружила, что к моим незамеченным мною ранее опечаткам, добавились новые, полученные в результате форматирования текста. А, между тем, услуги корректора входили в предпечатную подготовку. Но почему же за мою «безграмотную» книгу стыдно только мне?
Эта мысль меня воодушевила. С того момента я перестала паниковать по поводу своего писательского несовершенства. Я не хочу, чтобы мои слова воспринимались как пропаганда безграмотности. Нет, писатель должен быть грамотным, но я не готова линчевать писателя, журналиста или другого мастера словесности только за то, что он пропустил нужную запятую. Как показывает практика, самые грамотные тексты – это материалы из научно-технической библиотеки, которые мало кто читает. А вот художественная литература, которая остается самой популярной, полна несовершенств. Причем не только орфографических и пунктуационных.
Однако это обстоятельство я связываю не с падением литературы или её деградацией, а с уменьшением роли корректора. А, между тем, в советское время, корректор был главным действующим лицом в литературных кругах. Причем над книгой работал не один корректор, а несколько.
А сегодня писателю приходится быть и генератором идей, и корректором, и редактором, и даже пиарщиком. Короче, непосредственно на писательство времени не остается…
А жаль…
Ещё по теме: | ||
Пишу и не могу иначе | Как рассказу не нашлось места в современной литературе | Почему из женщин не получаются хорошие писатели |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить лайки в вк