Как удовлетворить амбиции за чужой счёт?
Краудфандинг – явление ещё чуждое отечественным инвесторам, хотя уже сейчас благодаря народному финансированию многие интересные проекты воплощаются в жизнь, а их авторы удовлетворяют свои амбиции, безо всякого преувеличения, за чужой счёт.
К сожалению, литературные проекты остаются наименее востребованными среди потенциальных инвесторов, из чего можно сделать два неутешительных вывода: люди читают всё меньше, а те, что читают, отдают предпочтение оцифрованной литературе, с которой у издателей и авторов достаточно сложные отношения.
Тем не менее, удачные проекты имеют место быть уже сейчас. Благодаря народному финансированию только в 2013 году увидели свет книги «12 островов. Мотопутешествие по Филиппинам», «Другая семья» и «Нелепые доводы». Что уж тут говорить – сам Ник Перумов запустил довольно успешный проект по сбору средств на издание повести «Лемех и Борозда».
Увы, но многие литературные проекты, посвященные возрождению классической литературы, переизданию серьёзных и хороших книг, а также ряд проектов, над которыми работали известные люди, оказались провальными. Получается, секрет успеха литературного краудфандинга кроется не в добрых начинаниях и не в поддержке именитых людей.
Тогда в чём?
На сегодняшний день краудфандинг тесно связан с интернетом и соцсетями, а потому рассчитывать на успех проекта, не имя тысячи подписчиков и фолловеров, просто нереально. Не все из них готовы пожертвовать большую сумму, зато многие могут поделиться новостью о проекте с друзьями и читателями, а это – новые люди и новые силы для развития проекта.
Понятно, что каждая копейка, помноженная на количество участников, превращается в тысячи, а то и десятки тысяч рублей (некоторые особенно удачные проекты собирали сотни тысяч). Когда спрашиваешь у других авторов о секретах их успеха, они говорят, что всё дело в красивом оформлении, четко поставленных целях, продуманной системе вознаграждения. Очень хорошо потенциальные инвесторы реагируют на видеообращение, которое не только передает настроение автора, но и подтверждает его существование, служит заочным знакомством. Всё это, конечно, хорошо и всё это правда, но не вся правда. Многие проекты, отвечая всем вышеозначенным пунктам, не сумели привлечь хоть сколько внимания, а значит и собрать нужные средства.
На самом деле, проект будет успешен только тогда, когда проводится должная подготовка. Вы можете не сделать видеообращения или пренебречь некоторыми деталями, но к моменту старта проекта у вас должно быть энное количество подписчиков, друзей, фолловеров и т.д. и т.п., которым вы также задолго до начала проекта сообщите о «бродящей в вашей голове идее» о том, чтобы … (здесь идет ваша идея).
Это стратегическая ошибка многих авторов. Нельзя начинать проект и одновременно раскручивать свои аккаунты в соцсетях. Фактически вы просите деньги, а на какую реакцию может рассчитывать автор, если сразу же после знакомства начинает просить денег, пусть даже на самые потрясающие проекты?
Сначала должен быть человек, собирающий вокруг себя людей посредством некой общей идеи.
Потом должна появиться интрига – намёк на проект (но только намёк!). Это своеобразная подготовка аудитории и изучение общественного мнения.
И только потом можно говорить о запуске проекта и рассчитывать на серьёзное финансирование.